Переход на ресурсно-индексный метод будет касаться  только новых проектов

Смотреть всё
Переход на ресурсно-индексный метод будет касаться  только новых проектов

Состоялся круглый стол по вопросам развития ценообразования и сметного нормирования в строительстве с участием стран СНГ. 

«Сегодня в процессе обсуждения я бы поставил во главу угла такой способ корректировки системы ценообразования, который позволит строительным отраслям наших стран оперативно и гибко реагировать на любые вызовы, в том числе макроэкономические. А обмен опытом и совместный анализ работы позволит быстрее и намного эффективнее выстраивать в наших государствах такую систему ценообразования, которая будет стабильной и устойчивой при любых условиях», - открывая заседание круглого стола, сказал Сергей Лахаев, заместитель начальника Главгосэкспертизы России, входящей в состав Ассоциации экспертиз строительных проектов.

Сергей Лахаев также отметил, что большая часть подготовительных мероприятий, связанных с переходом на ресурсно-индексный метод, уже реализована в соответствии с правительственным Планом совершенствования системы ценообразования в строительстве. Однако в связи с изменившимися условиями ранее запланированный на второй квартал текущего года переход на ресурсно-индексный метод был перенесен на полгода с внесением соответствующих изменений в  нормативные правовые акты Правительства. «Хотел бы подчеркнуть, что мы не отказываемся от этого решения. Но для того чтобы переход на ресурсно-индексный метод не был шоком для строительных компаний и в целом для рынка в текущей ситуации, он будет реализован поэтапно. Кроме того, переход будет касаться только новых проектов. А все изменения в проектную документацию по объектам, сметная стоимость которых была рассчитана старым базисно-индексным методом,  будут производиться в действующем на текущий момент порядке. Поэтому сейчас мы будем входить в довольно длительный этап совместного сосуществования двух методов, который может занять два-три года», – сказал Сергей Лахаев. Он также отметил, что переходный период потребует выполнения дополнительной работы по расчету и публикации индексов одновременно для двух баз. «Но другого пути нет, потому что именно поэтапный, адаптивный путь позволит отрасли перейти к новым подходам в ценообразовании без негативных последствий для строительного комплекса», – подчеркнул Сергей Лахаев.

Подробнее об итогах и предстоящих задачах трансформации системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве рассказал Александр Вилков, заместитель начальника Главгосэкспертизы России. В частности, он сообщил, что в целом за 2021 год было проверено 856 проектов сметных нормативов и расчетных обоснований к ним. За пять месяцев 2022 года проверено 188 подобных проектов. Кроме того, в рамках формирования проекта Плана утверждения сметных нормативов на 2022 год было рассмотрено 1361 предложение от профильных министерств, госкорпораций и производственных компаний – инициаторов разработки сметных нормативов.

Начиная с 2019 года расчетным методом пересчитаны индексы для всех 85 субъектов Российской Федерации и города Саров, а также для 142 отдельных ценовых зон в составе субъектов РФ. При этом для 76 субъектов РФ пересчитаны индексы по элементам прямых затрат, в том числе затрат на зарплату, материалы, механизмы и оборудование. Также во всех 85 субъектах Российской Федерации пересчитан и установлен органами исполнительной власти размер оплаты труда рабочего первого разряда в структурах ГК «Росатом», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», АК «Алроса» (ПАО) и ГК «Автодор».

Александр Вилков также информировал коллег из стран СНГ о работе по актуализации сметных нормативов и создании новой федеральной базы ФСНБ 2022, отражающей уровень цен по состоянию на 1 января 2022 года. «Она предназначена непосредственно для обеспечения возможности применения ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости строительства и принципиально отличается от всех редакций, утвержденных с 2001 года», – подчеркнул докладчик.

В целом при формировании проекта ФСНБ-2022, включая актуализацию сборников сметных цен, при участии специалистов Главгосэкспертизы и Минстроя России было произведено 10 498 замен строительных машин и механизмов в 7 480 нормах, а также 52 915 замен устаревших строительных материалов в 23 537 нормах. «Кроме того, произведено 1 550 замен конкретных материалов в нормах на открытые группы, позволяющие заказчику более гибко осуществлять выбор используемого материала по проекту», – отметил Александр Вилков.

На текущий момент к ФСНБ-2022 выпущено одно дополнение, включающее более 7450 новых и актуализированных сметных норм, из них 710 новых. Кроме того, приказом Минстроя России № 349/пр от 5 мая 2022 года приняты дополнения в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2022 год, содержащие информацию о разработке 330 сметных норм и одной Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации.

В 2022 году разработаны  пять новых видов индексов для расчета изменения сметной стоимости, в том числе по таким позициям, как «Производственные здания и сооружения» (инициатор разработки – ОАО «РЖД»), «Сборные быстровозводимые здания объектов здравоохранения с несущими и ограждающими конструкциями из стали» (инициатор разработки – органы исполнительной власти Оренбургской области), «ВЛ 0,4-20 кВ с подвеской самонесущих изолированных проводов на железобетонных опорах» и «ВЛ 750 кВ» (инициатор разработки – ПАО «Россети»), «Сооружения переработки, хранения и захоронения радиоактивных отходов (инициатор разработки – ГК «Росатом»).

В 2022 году также планируется к разработке еще один новый вид индекса для объектов горного производства алмазодобывающей промышленности, инициатором которого выступила  компания «Алроса».

Александр Вилков также сообщил участникам круглого стола, что в настоящее время Главгосэкспертизой разработаны шесть и разрабатываются пять методик определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а в конце мая 2022 года на ФГИС ЦС будут размещены новые данные для расчета заработной платы в актуальном уровне цен на строительно-монтажные работы.

О законодательных новеллах и предстоящих изменениях в системе регулирования сметных нормативов в Республике Казахстан рассказал Арман Хасен, директор Центра нормирования в строительстве АО «КазНИИСА». При этом он подчеркнул, что Казахстан в числе первых на пространстве СНГ, еще в 2015 году, начал внедрение ресурсно-индексного метода. В целом на текущий момент в сборники сметных цен для определения стоимости строительства в текущем уровне цен внесено около 55 тыс. номенклатурных позиций стройматериалов, изделий и конструкций.

Серьезной переработке подверглась и методика расчета сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов.

«Сегодня крайне острой проблемой в Казахстане является систематическое завышение сметной стоимости проектов. Это касается как небольших объектов, например, детских садов и школ, так и крупных инфраструктурных проектов», – отметил Арман Хасен. В числе основных причин необоснованного уровня цен он указал такие факторы, как завышение стоимости оборудования через прайс-листы, применение проектных решений с избыточными мощностями инженерно-коммуникационной инфраструктуры (электроснабжение, теплосети и т.п.), применение неэффективных объемно-планировочных и конструктивных проектных решений (избыточный расход арматуры завышенная толщина перекрытий и т.п.).

Докладчик также подчеркнул, что для недопущения систематического завышения сметной стоимости строительства в рамках реформы системы сметного ценообразования в Республике Казахстан введено понятие норматива предельной стоимости строительства (НПСС).

«Данный норматив является разновидностью укрупненных показателей стоимости на единицу общей площади основного объекта строительства. Он  служит для планирования и оценки эффективности использования капитальных вложений, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование объектов здравоохранения и образования. При этом целью разработки НПСС является установление максимальной (или предельной, контрольной) стоимости строительства по стройке в целом», – пояснил директор Центра нормирования в строительстве АО «КазНИИСА» Арман Хасен.

По словам спикера, в качестве решений проблемы завышения цены строительства в Казахстане также предлагаются такие меры, как установление эталонной стоимости по конструктивным элементам зданий (сооружений), запрет применения прайс-листов, процессно-ориентированное калькулирование стоимости и применение единичных расценок.

Из последних нововведений в ходе национальной реформы системы ценообразования Арман Хасен отметил создание «Справочника сметных цен на строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, мебель и инвентарь». Он был введен в Республике Казахстан в марте 2022 года и предназначен для определения сметных цен строительных материалов, оборудования, мебели и инвентаря, не учтенных ранее утвержденными сборниками. Справочник разработан на базе классификатора строительных ресурсов на основе приказов Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения Республики Казахстан и обновляется ежемесячно.

В республике также продолжается работа по актуализации сметных нормативов, в том числе по разработке новых видов сметных нормативов и классификаторов машин, механизмов и строительных ресурсов.

«В 2022 году планируем последовательно перейти от элементных сметных норм на единичные сметные расценки на строительно-монтажные работы», – сообщил Арман Хасен.

Геннадий Пурс, директор Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве Республики Беларусь, рассказал об опыте разработки информационно-справочной системы госстройпортала для мониторинга цен на продукцию для строительства. Сегодня в базу включено более 1,5 тысячи новых нормативов расходных строительных ресурсов.

Информационно-справочная система для мониторинга цен (ИСС) – это автоматизированная информационно-справочная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и выдачи информации о текущих ценах на материалы для строительства в виде республиканской нормативной базы текущих цен на материалы для строительства. Отчасти система представляет собой аналог российской ФГИС ЦС. Главные цели ее создания – экономия бюджетных средств и снижение рисков по определению стоимости строительства объектов госконтрактов, а также обеспечение оперативного взаимодействия участников строительного рынка и увеличение скорости внесения информации о ценах в проектную документацию.

«ГИС «Госстройпортал» призвана служить инструментом обеспечения цифровой рационализации строительной деятельности среди участников строительного процесса. Функционал ГИС «Госстройпортал» обеспечивает: размещение, обработку, систематизацию информации об объекте строительства на всех этапах его жизненного цикла; управление жизненным циклом здания, сооружения; единую информационную среду для информационного взаимодействия; предоставление электронных услуг в инвестиционно-строительной деятельности», – отметил Геннадий Пурс. Он также сообщил о текущей работе по внедрению в строительстве типовых и повторно применяемых проектов. В частности, сегодня разрабатывается информационный ресурс, который будет размещен на «Госстройпортале» и позволит заказчикам и подрядчикам взаимодействовать в упрощенной форме при выборе проектов повторного применения. «В первую очередь, это жилье, больницы, школы, детские сады. При этом выбор подрядчика по таким объектам будет проводиться централизованно и в укороченные сроки», – сообщил Геннадий Пурс.

В работе круглого стола по вопросам развития систем ценообразования в странах СНГ также приняли участие представители отраслевых министерств и государственной экспертизы Армении, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана.

Пресс-служба Главгосэкспертизы России