Восстановление пароля

Введите в поле ниже ваш email, указанный при регистрации.
На него будет выслано письмо с дальнейшими указаниями.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Вход / Регистрация
Перейти на старую версию сайта 
logo

Реформа ценообразования в строительстве не принесла результатов

 
13.12.2018 Счетная палата проанализировала результаты реформирования в 2015-2018 гг. системы ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства. Анализ показал, что основная цель реформы - переход на новую модель ценообразования - не достигнута.
«Вместо того чтобы оптимизировать действующую систему ценообразования, основанную на базисно-индексном методе, ее просто законсервировали со всеми недостатками, которые мы отмечали по итогам проверки в 2014 году. При этом новая система, основанная на так называемом «ресурсном» методе, до конца 2018 года, как это было первоначально запланировано, не создана», - приводит слова аудитора Счетной палаты Юрия Росляка на Коллегии ведомства пресс-служба СП.
В 2015 г. Президент Российской Федерации по итогам проверки Счетной палаты, выявившей ряд серьезных проблем в системе ценообразования в строительстве, поручил Правительству разработать план реформирования системы, закрепив его основные положения в соответствующем федеральном законе. В целях выполнения поручения Президента в 2016 г. Правительством был принят соответствующий План мероприятий по реализации реформы, а также План-график по подготовке проектов нормативных актов, необходимых для внесения изменений в законодательство.
На реализацию мероприятий по реформированию системы ценообразования, начиная с 2015 г., израсходовано порядка 1,9 млрд руб., в том числе около 1,4 млрд руб. – средства федерального бюджета (субсидии на выполнение госзадания ФАУ «ФЦСС») и 0,5 млрд руб. – средства ФАУ «Главгосэкспертиза России», полученные от приносящей доход деятельности.
Однако, несмотря на длительный временной период и значительный объем затраченных средств, реформа не принесла ожидаемых результатов: новая система определения сметной стоимости строительства, основанная на «ресурсном» методе, не готова; нормативная база, необходимая для реализации реформы, в полном объеме не создана, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении поручения Президента.
Анализ показал, что работа по формированию новых и актуализации действующих сметных нормативов проводится Минстроем бессистемно. Единая концепция или комплексный долгосрочный план (дорожная карта) отсутствуют. Система мониторинга потребностей строительной отрасли в новых государственных элементных сметных нормативах (ГЭСН) и единичных расценках не создана. Апробация новых подходов расчета сметной стоимости не проводилась.
Минстроем не сформирован полный комплект сметных нормативов и методических документов, в соответствии с которыми возможно осуществлять расчет сметной стоимости в условиях перехода на новую модель ценообразования.
В частности, отсутствуют методики определения величины накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания, затрат на осуществление функций технического заказчика. Уже принятые Минстроем методики (например, методики определения сметных цен на: затраты труда, материалы, изделия, конструкции, оборудование, услуги на перевозку грузов для строительства) нуждаются в существенной доработке. Также требуют актуализации методы определения стоимости проектно-изыскательских работ.
Кроме того, при реализации мероприятий реформы между Минстроем и ФАУ «Главгосэкспертиза России» не были решены вопросы полномочий сторон, процедур взаимодействия и распределения ответственности, что негативно сказалось на согласованности действий и оперативности при принятии решений.
Несмотря на создание ФГИС «Ценообразование в строительстве», необходимая база данных о рыночных ценах строительных ресурсов и работ в строительстве, необходимых для актуализации сметных нормативов, не создана. «ФГИС ЦС, на которую в 2017-2018 гг. потрачено около 400 млн руб., надлежащим образом не работает и не используется. По состоянию на 1 августа 2018 г. информацию в систему внесли только 2 160 юридических лиц, или порядка 26 % общего количества поставщиков информации», - отметил аудитор.
Присутствующие на Коллегии представители министерства и Главгосэкспертизы, в целом согласились с выводами Счетной палаты и рассказали о том, как они будут работать над устранением недостатков. В частности, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Волков отметил, что министерство уже разработало и внесло в Правительство дорожную карту, в которой учтены все замечания Счетной палатой и предусмотрены конкретные меры по доработке и внедрению «ресурсного» метода определения сметной стоимости строительства. «Мы планируем сделать «ресурсный» метод возможным для применения на бюджетных стройках с 1 января 2022 года», - сообщил он. До этого, по словам Дмитрия Волкова, будет применяться действующая система ценообразования на основе базисно-индексного метода.
Подводя итоги обсуждения, глава Счетной палаты Алексей Кудрин отметил особую важность рассматриваемой темы: «Это не рядовой вопрос. Он влияет на все наши стройки, на стоимость проектно-сметной документации. Это тот самый институт, который не работает должным образом и создает в инвестиционном климате страны громадную проблему. Поэтому мы будем и дальше вести наблюдение в этой сфере. Надеюсь, что наши выводы послужат серьезным толчком в исправлении сложившейся ситуации».
Напомним, что в октябре с.г. Минстрой России разослал для согласования проект плана дальнейшего развития реформы системы ценообразования в строительстве. При этом на реализацию мероприятий было заложено еще 3,5 млрд рублей.
Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, отчет – в палаты Федерального Собрания.
Ранее Счетная палата обращала внимание на недостатки системы ценообразования в строительстве в 2015 году по итогам анализа деятельности ФАУ «Главное управление государственной экспертизы», ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и иных организаций, осуществляющих ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
http://ancb.ru/publication/read/7433

RSS Поделиться в социальных сетях: Печать новости

Вернуться к списку новостей